8—9 ноября в IT-парке города Ургенч (Узбекистан, Хорезмская область) прошел международный «Урок цифры» для школьников и студентов, также мастер-классы для педагогов от компаний-учредителей и партнеров АНО «Цифровая экономика».
Ведущие российские компании – VK, Росатом, 1С, Яндекс, Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» и Лаборатория Касперского – при поддержке АНО «Цифровая экономика» и Центра развития цифрового образования при Министерстве цифровых технологий Республики Узбекистан рассказали школьникам и педагогам о квантовых и облачных технологиях, использовании нейросетей, технологиях магазинов приложений, кибербезопасности, искусственном интеллекте и многом другом. Участниками международного «Урока цифры» в очном и онлайн формате стали более 500 школьников, студентов и педагогов из Узбекистана.
В рамках «Урока цифры» от VK по теме «Магазин приложений» руководитель профориентационных и просветительских проектов VK Алена Штабина рассказала о процессе создания и управления цифровым продуктом на примере российского магазина приложений RuStore. Во время урока школьники стали «владельцами» собственного магазина приложений, который необходимо развивать и продвигать среди пользователей. Также она провела мастер-класс для педагогов «Профориентация в IT: инструменты педагога», в ходе которого рассказала, как учителя могут помочь школьникам сориентироваться в многообразии современных профессии в ИТ-отрасли.
«На «Уроке цифры» VK знакомит школьников, педагогов и родителей с востребованными цифровыми технологиями с помощью тренажеров. В разные годы мы проводили уроки, посвященные видеотехнологиям, разработке игр, мессенджерам, нейросетям и коммуникациям. В этом году участники нашего урока могут узнать, как устроен магазин приложений на примере RuStore и какие специалисты вовлечены в работу над этим продуктом. Мы рады дать возможность школьникам Узбекистана узнать больше о мире цифровых технологий. Уверена, ребята найдут применение новым знаниям, а кто-то, возможно, в будущем выберет строить карьеру именно в IT», — рассказала Алена Штабина, руководитель профориентационных и просветительских проектов VK.
На уроке «Путешествие в микровселенную: квантовые вычисления и медицина будущего», который подготовила госкорпорация «Росатом», директор Департамента по развитию профессионального образования и кадрового потенциала в области квантовых технологий ООО «СП «Квант» Роман Ильин и ведущий специалист отдела формирования образовательной экосистемы ООО «СП «Квант» Елена Болычевская рассказали о квантовых технологиях, вычислениях и областях их применения в медицине. Также провели мастер-класс для педагогов «Квантовый крокодил».
«За последние годы в рамках реализации дорожной карты по квантовым вычислениям в нашей стране накоплены уникальные наработки в области квантового образования. Для нас было важно поделиться этим опытом с коллегами из Узбекистана. Работа в этой области позволит привлечь внимание молодых узбекистанцев, как школьников, так и педагогов, к теме квантовых технологий, которые уже в самом ближайшем будущем изменят жизнь. Главным результатом «Урока цифры» в Узбекистане стало неподдельное стремление двух стран к сотрудничеству в области подготовки ученых и инженеров для развития технологий будущего», — прокомментировал Руслан Юнусов, советник генерального директора ГК «Росатом», сооснователь российского квантового центра.
В ходе «Урока цифры» от Яндекса: «Облачные технологии: в поисках снежного барса» эксперт по взаимодействию с госсектором в сфере образования компании Яндекс Дмитрий Растворов рассказал, как облачные технологии и искусственный интеллект помогают в исследовании природы и сохранении редких видов животных. Также он провел мастер-класс для педагогов «Применение нейросетей в образовательном процессе», посвященный диагностическим инструментам и ресурсам для профориентационной работы со школьниками.
«На «Уроках цифры» от Яндекса школьники знакомятся с современными технологиями и их применением в повседневной жизни. Предыдущие Уроки были посвящены прогнозированию погоды, цифровому искусству, беспилотным автомобилям и персональным помощникам. В этом году школьники познакомились с технологиями компьютерного зрения, принципами обучения нейросетей, а также с устройством облачных сервисов и дата-центров. Кроме того, участники узнали о таких востребованных IT-специальностях, как архитектор программного обеспечения, разработчик облачных сервисов, дата-инженер и ML-разработчик. С 2023 года школьникам Узбекистана доступны и другие проекты компании. В этом году курсы по изучению языка Python работают для школьников в возрасте от 14 до 17 лет в Ташкенте, Самарканде и Ургенче. Этот проект открывает для ребят уникальные возможности войти в мир IT, получить востребованные навыки и начать путь к успешной карьере в высокотехнологичных сферах», — рассказал Дмитрий Растворов, эксперт по взаимодействию с госсектором в сфере образования компании Яндекс.
«Урок цифры» от Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее»: «Искусственный интеллект: промпт‑инжиниринг» был посвящен устройству нейросетей и процессу обучения моделей. Руководитель программы «Цифровые навыки и компетенции» Ренат Исказиев рассказал об основных алгоритмах и правилах написания промптов, а также развить эти навыки на практике с помощью игрового тренажера. Кроме того, он провел мастер-класс для педагогов, направленный на знакомство со сферой искусственного интеллекта и продуктами Академии искусственного интеллекта.
«Технологии искусственного интеллекта (ИИ) открывают перед нами бескрайние горизонты инноваций, делая его неотъемлемой частью нашего будущего. Эта темы актуальна не только для России, но и для всего мира, ведь ИИ проникает во все сферы жизни вне зависимости от страны и ее культуры. Мы рады, что с каждым годом просветительский проект «Урок цифры» расширяет свои горизонты и привлекает участников из разных уголков мира. Проект не только знакомит участников с новыми технологиями, но и объединяет людей, вдохновляя их на новые знания и достижения. Международное участие подчеркивает актуальность российских просветительских проектов в области искусственного интеллекта и цифровых технологий, которые становятся полезными и востребованными инструментами для участников из дружественных стран», — комментирует Ренат Исказиев, руководитель программы «Цифровые навыки и компетенции» Благотворительного фонда «Вклад в будущее».
О том, какими бывают технологии тестирования, рассказал программист 1С Бобуржон Икромов. Урок Цифры «Технологии тестирования» позволил школьникам погрузиться в мир тестирования, узнать, какие бывают профессии в ИТ- сфере и как начать карьеру в этой отрасли.
Руководитель направления по детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского» Андрей Сиденко провел Урок цифры по теме «Кибербезопасность будущего». Он объяснил, с помощью каких инструментов можно эффективно противостоять кибератакам, которые ожидают в будущем. Мастер-класс для педагогов от Лаборатории Касперского: «Распространенные способы мошенничества в интернете и как их избежать» затронул такие понятия как фишинг, скам и другие схемы, которые используют мошенники, чтобы обмануть пользователей.
«Лаборатории Касперского», как международной компании в области кибербезопасности, важно обеспечивать защиту для всех групп пользователей по всему миру. Кроме того, мы уделяем особое внимание вопросам обучения и воспитания молодого поколения в аспектах, касающихся онлайн-безопасности. Сегодня дети рано начинают пользоваться устройствами, поэтому навыки цифровой грамотности важно развивать с детства. В рамках Урока цифры от «Лаборатории Касперского» мы обсудили с ребятами, как функционируют устройства умного дома, какие существуют киберугрозы в сети, как придумать надежный пароль и какими данными не стоит делиться в интернете. В конце занятия мы вместе сформулировали правила онлайн-поведения, которые помогут безопасно пользоваться гаджетами», — рассказал Андрей Сиденко, руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности.
Первый урок нового сезона Всероссийского просветительского проекта прошел в школе № 36 станицы Новодмитриевской
В рамках всероссийского образовательного проекта «Урок цифры» в Адыгее состоялось открытое республиканское мероприятие, посвященное теме «Магазин приложений». Урок прошел на базе Центра цифрового образования «IT-куб» в очно-дистанционном формате. Обучающиеся МБОУ «Лицей №8» города Майкопа стали участниками очной встречи, и еще к онлайн-трансляции мероприятия подключилась 91 школа (68%)
Открытое занятие всероссийского образовательного проекта провели в школе №95 города Краснодара