«Лаборатория Касперского» и АНО «Цифровая экономика» при поддержке Минпросвещения России и Минцифры России дали старт новому сезону всероссийского просветительского проекта в сфере цифровой грамотности и кибербезопасности «Цифровой ликбез».
Уроки цифровой грамотности и кибербезопасности для школьников в рамках проекта «Цифровой ликбез» пройдут во всех регионах страны. Материалы нового сезона посвящены таким темам, как защита от мошенничества с использованием дипфейк-технологий, доксинга и кражи аккаунтов. Они включают в себя три мультипликационных видеоролика и методические материалы для педагогов.
«„Цифровой ликбез” уже второй год обучает детей правилам безопасности в интернете. Всего со старта проекта в уроках приняли участие более 2,7 млн школьников из 89 регионов России. С каждым сезоном проект становится все более популярным: значит, формат и тематика были выбраны верно. Цифровые компетенции сегодня необходимы всем», — комментирует Дмитрий Чернышенко, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
«Просветительский проект „Цифровой ликбез” призван привить азы цифровой грамотности и помочь школьникам освоить основные принципы безопасного поведения в интернет-пространстве. Ребята узнают, какие источники информации использовать и как общаться в социальных сетях. Контент содержит как обучающую составляющую, так и воспитательные элементы, а материалы проекта будут полезны для родителей, педагогов и наставников, в том числе старшего поколения», рассказал Сергей Кравцов, министр просвещения Российской Федерации.
Главной героиней видеороликов снова станет журналистка рыбка Лина, которая ведёт колонку в корпоративном журнале о способах защиты от цифровых угроз в подводном мире. По сюжету к Лине обращаются подводные жители Оушен-сити и рассказывают свои истории, в которых они попадаются на уловки интернет-мошенников. Так, из видеороликов школьники узнают, как определить дипфейки, что такое доксинг и как избежать кражи аккаунтов. Например, в одном из мультфильмов разобрана схема, когда злоумышленники в видеороликах убеждают доверчивых пользователей вложить деньги в сомнительное предприятие, обещая в скором времени значительную прибыль. Для таких видео злоумышленники создают подделки видеообращений известного в Оушен-сити блогера. Лина рассказывает, как не попасться на удочку мошенников и отличить ненастоящие видео от подлинных.
Благодаря видеороликам школьники смогут не только узнать о том, как безопасно вести себя в интернете, но и повысить уровень цифровой грамотности в доступном интерактивном формате. Формирование этих навыков у подрастающего поколения соответствует задачам национального проекта «Цифровая экономика», направленного на обеспечение цифровой безопасности и подготовки квалифицированных ИТ-кадров в России. Материалы проекта доступны на сайте цифровойликбез.рф.
«Крайне важно рассказывать школьникам на простых и понятных примерах о потенциально опасных вещах в сети, ведь мошенники становятся всё изощреннее, и даже опытные пользователи могут попасть в ловушку. Дип-фейки, похищение аккаунтов, доксинг — все то, что еще вчера было предметом изучения футурологов, сегодня стало реальностью. Здорово, что “Лаборатория Касперского” уделяет большое внимание этим темам и делится своей экспертизой на страницах “Цифрового ликбеза”», — комментирует Сергей Плуготаренко, генеральный директор АНО «Цифровая экономика».
«Мы рады принять участие в новом сезоне „Цифрового ликбеза“. Формат уже доказал свою эффективность и привлекательность, это отличная инициатива в области обучения детей цифровой грамотности. В новых мультфильмах мы расскажем, как дипфейк-технологии могут использовать мошенники, а также что такое доксинг, как злоумышленники могут красть аккаунты в мессенджерах. Эти темы актуальны сегодня каждому пользователю интернета вне зависимости от возраста. Уверены, что наш совместный проект поможет и учителям, и учащимся более эффективно противостоять киберугрозам», — комментирует Андрей Сиденко, руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности.
Проект предназначен для возрастной категории 6+, рекомендован для просмотра с родителями или педагогами и верифицирован ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания». Контент проекта также включает в себя методические материалы для педагогов, которые помогут эффективно интегрировать видеоролики в учебный процесс на уроках на уроках по разным предметам, во внеурочную деятельность, а также использовать их на родительских собраниях, для наглядного объяснения тех угроз, с которыми может столкнуться ребенок.
«Цифровой ликбез» — всероссийский просветительский проект в сфере цифровой грамотности, организованный АНО «Цифровая экономика», Минцифры России и Минпросвещения России. Проект включает в себя серию просветительских мультипликационных роликов и методических материалов для педагогов, которые на понятных примерах учат детей и взрослых азам цифровой грамотности и кибербезопасности. Видеоролики от ведущих цифровых компаний-лидеров — Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», VK, «Авито», «Лаборатория Касперского» — представлены на сайте проекта.
20 сентября представители Департамента цифрового развития города Севастополя провели открытый урок для учеников 7—Б класса «Гимназии №8 имени Н.Т. Хрусталева».
Открытое мероприятие по теме "Магазин приложений" прошло для школ г. Олонца Республики Карелия.
Председатель Комитета цифрового развития Ленинградской области Андрей Сытник и специалист по работе с регионами Учи.ру Анастасия Егорова провели открытый урок по теме «Магазин приложений» на базе Центра информационных технологий Гатчины для учащихся десятых классов Гатчинской школы №9.