urok@data-economy.ru
Все Уроки
Материалы для учителя к уроку

Управление проектами

Проведите этот урок, чтобы помочь своим ученикам получить ключевые знания и навыки проектной деятельности; учиться эффективно справляться со своими задачами в любой сфере жизни: грамотно формулировать цели, расставлять приоритеты, оценивать и управлять ресурсами, рисками, временем так, как это делают специалисты ведущих ИТ-компаний.

Кратко об уроке

Сегодня важным звеном, а также ожидаемым карьерным развитием специалиста в любой компании и особенно в ИТ-сфере является деятельность по управлению проектами или «проектный менеджмент». Успех любого проекта в IT, будь то создание веб-сайта, интернет-магазина, робота или запуск нового мобильного приложения, зависит во многом от менеджера проекта (руководителя проектной команды),который наряду с глубокими знаниями в области технологий и программирования, должен владеть навыками, методами и инструментами управления проектом и его ресурсами.

Осознание уникальности и многоаспектности управления ИТ-проектами может стать мотивацией учеников к погружению в эту сферу профессиональной деятельности, а освоение ее современных подходов и инструментов станет выгодной инвестицией в их будущее, ведь решение любой жизненной задачи можно рассматривать как проект, а методологию управления проектами считать одним из самых эффективных способов успешного достижения поставленной цели.

Цели и задачи урока 


  • познакомить школьников с понятием “проект”, ключевыми признаками проекта и особенностями проектного подхода к организации деятельности;
  • сформировать актуальное представление учеников о методах и инструментах управления проектами на примере методов «Водопад», «Аджайл» (Agile);
  • показать специфику реализации и управления современными ИТ-проектами (как области профессиональной деятельности) и мотивировать школьников к приобретению знаний, навыков и профессий в этой сфере;
  • создать модельную ситуацию для получения школьниками опыта управления проектами в процессе интерактивной беседы и с помощью онлайн-тренажера.

Узнайте подробнее о теме, разбираемых понятиях, целях, ожидаемых результатах, концепции и вариантах проведения этого урока.

Узнать

Как спланировать и провести урок?

Предлагаем вам методический комплект, который позволит спланировать и провести занятия по теме “Управление проектами” с учениками любой ступени обучения и уровнем подготовки: 

  • видеолекция для учеников 1-11 классов
  • онлайн тренажёры для учеников 1-11 классов;
  • сценарии для проведения интерактивной рефлексии в классе.

Наиболее предпочтительным будет вариант проведения урока, когда школьникам после просмотра фрагмента видеолекции предлагается обсудить с учителем материал в формате интерактивной беседы, пройти тренажер, а в качестве рефлексии на завершающем этапе урока провести в группах анализ модельных ситуаций и решение одной или нескольких задач из предложенных в сценариях для проведения рефлексии.

При отсутствии технической возможности работы с онлайн тренажером в классе, вы можете предложить ученикам поработать с ним самостоятельно в качестве домашнего задания, а на уроке после просмотра и обсуждения видеолекции на этапе рефлексии разобрать в классе несколько модельных ситуаций. 

Материалы

Видеолекция

Видеолекция состоит из трех тематических блоков, которые представляют разные спикеры:

  • часть 1. Борис Нуралиев - директор фирмы «1С»: о востребованности, привлекательности и демократичности работы в ИТ, а также самореализации в ИТ-сфере людей, увлекающихся гуманитарными науками и творческой деятельностью и нехватке ИТ-специалистов. (таймкод начала  и указать продолжительность)
  • часть 2. Никита Старичков – разработчик платформы «1С:Предприятие», заведующий лабораторией цифровизации бизнеса Московского физико-технического института (МФТИ): о проектах и управлении проектами в повседневной жизни и профессиональной деятельности (от написания школьного сочинения до запуска ракеты на Луну); в этой части ребята знакомятся со спецификой модели управления проектами «Водопад» и диаграммой Ганта  как инструментом планирования. (указать продолжительность)
  • часть 3. Олег Фогель - руководитель разработки учетных программ фирмы «1С»: о необходимости гибкого подхода управления при разработке программных продуктов - Agile (Аджайл),раскрывает его идеологию, методы, преимущества и успешное применение не только в ИТ, но и в других сферах деятельности. (указать продолжительность)

С учетом возрастных особенностей обучающимся 1-4 классов рекомендуется предложить для просмотра и обсуждения на уроке только 1-ю и 2-ю части видеолекции.

Желательно, чтобы лекция носила интерактивный характер. Для этого мы рекомендуем следовать опорным вопросам и рекомендациям приведенным ниже.

При работе с видеолекцией важно обратить внимание школьников на ряд ключевых понятий, связанных с управлением проектами, которые обсуждаются в процессе видеолекции.

Содержание предлагаемых видеоматериалов связано со следующими разделами ПООП по информатике:
  • #Профориентация
  • #Информационно-коммуникационные технологии
  • #Работа в информационном пространстве

Тренажеры

Обратите внимание! Работа с тренажером по теме “Управление проектами” доступна для работы только в режиме онлайн со страницы акции (в разделе урока “Ученику”). Допускается парная работа за одним компьютером.

Основная цель и идея компьютерного тренажера - в игровой форме в модельных ситуациях применить полученные в ходе видеолекции представления о методах управления проектами. По результатам работы с тренажером школьники усвоят основные составляющие деятельности по управлению проектами: планирование, распределение ресурсов, взаимодействие с заказчиком и членами команды. 

Игра состоит из двух уровней (миссий): восстановление завода и увеличение эффективности его работы. На этом примере школьникам предстоит исследовать особенности и применить два метода управления проектами: «Водопад» и «Аджайл». 

Обучающимся 1-4 классов предлагается для прохождения только 1-й уровень тренажера по методу “Водопад”. Обучающимся 5-11 классов предлагаются оба уровня тренажера.

Ориентировочное время прохождения каждого из уровней 5-8 минут. 

Содержание предлагаемых видеоматериалов связано со следующими разделами ПООП по информатике:
  • #Алгоритмические конструкции
  • #Алгоритмы и элементы программирования
  • #Информационно-коммуникационные технологии
  • #Работа в информационном пространстве

Рефлексия

Ниже предлагаются 5 различных сценариев и инструкции для проведения интерактивной рефлексии. Каждый сценарий предполагает:

  • создание на уроке модельной ситуации управления проектами по технологии “Аджайл” или “Водопад”;
  • практические задания для выполнения в режиме групповой работы;
  • разбор-обсуждение-подведение итогов работы команд, выводы учеников и учителя по результатам урока.

Обратите внимание! 

  • Количество предлагаемых модельных ситуаций (используемых сценариев для работы) зависит от имеющегося временного ресурса на уроке.
  • Для организации работы с модельными ситуациями необходимо распечатать раздаточный материал, который находится в приложенных документах к каждому сценарию.

Сценарий “Посадка деревьев в школьном дворе” для 1-4 классов

Школьникам предстоит построить план-график реализации проекта по благоустройству школьного двора и визуализировать его с помощью диаграммы Ганта. Рассматривая в классе эту жизненную ситуацию как проектную, в соответствии с методом «Водопад», вы сможете подвести класс к выводу о том, что грамотное планирование и визуализация работ по проекту поможет им управлять и при выполнении всех условий цель может быть достигнута. При этом, стечение обстоятельств может помешать выполнению проекта и привести к срыву плана работ. Эти проблемы решаются при гибких технологиях управления проектами.

Скачать сценарий


Сценарий “Разрабатываем мессенджер” 

Школьники выступят в роли команды разработчиков мобильного приложения, а учитель  - заказчиком приложения. Ребятам в командах предстоит пройти несколько итераций  и воспользоваться методом визуального ранжирования, чтобы определить ключевой функционал приложения, сформулировать и приоритезировать ключевые цели и задачи; сформировать гибкий план работы команды над продуктом - представить список итераций по совершенствованию мессенджера.

По результатам работы команд вы сможете подвести класс к выводу о том, что сравнивая результаты ранжирования в разных группах и интересы заказчика, можно прийти к оптимальному решению, а гибкие методы управления проектом позволяют внедрять новые функции и совершенствовать свой продукт постепенно, в каждой итерации.

Скачать сценарий


Сценарий “Диалог с заказчиком”

Этот сценарий может стать продолжением анализа предыдущего. Ученики моделируют диалог с заказчиком (в роли которого выступает учитель) на основе принципов «проектного треугольника» по вопросу разработки мобильного приложения. Анализируя ресурсы времени, денег и качество (функциональность),вы сможете подвести ребят к выводу о том, что при внесении изменений в один из этих элементов меняются оба других. И хотя для проекта в равной степени важны все три элемента, как правило, только один из них в зависимости от приоритетов имеет наибольшее влияние на другие.

Скачать сценарий


Сценарий “Анализируем критерии успешного проекта”

Этот сценарий позволит школьникам сформировать и ранжировать список критериев успешного проекта (для обсуждения в группах рекомендуется использовать метод визуального ранжирования). В процессе обсуждения версий каждой команды вы сможете подвести школьников к выводу о том, что проект – это сложный, многогранный и интересный процесс, который имеет свои критерии успеха и трудности его достижения.

Скачать сценарий


Сценарий “Карьера как жизненный проект”

В этом сценарии школьники в диалоге с учителем рассмотрят вопрос о своей карьере в качестве проекта. Этот вариант модельной ситуации может быть реализован на уроке в 8-11 классах. Он поможет вам подтвердить утверждение о том, что гибкие методы управления проектами пользуются популярностью для решения реальных жизненных задач и подвести ребят к выводу о том, что отношение к карьере как проекту позволяет грамотно использовать свои ресурсы (время и деньги),четко понимать на каком этапе вы находитесь и что необходимо сделать, отслеживать продвижение к цели.

Скачать сценарий

Содержание предлагаемых видеоматериалов связано со следующими разделами ПООП по информатике:
  • #Профориентация
  • #Информационно-коммуникационные технологии
  • #Работа в информационном пространстве
Второй урок сезона 2018/2019Предыдущий урок

Искусственный интеллект и машинное обучение 2018-2019

Следующий урокЧетвертый урок сезона 2018/2019

Безопасность в Интернете 2018-2019